Как развивалась дачная жизнь в окрестностях Петербурга?
Строили ли дома из профилированного бруса или каркасные?
Летняя дача купца Н. Бугрова в Володарске.
Дом выдержан в старинном русском стиле, построен без единого гвоздя. Сквозная, пропильная резьба
Рассмотрим этот вопрос подробнее. Развитие дачного строительства мы можем уверенно датировать первой половиной девятнадцатого столетия. Первые дачи появлялись в близлежащих окрестностях Санкт-Петербурга, это и Царское Село и Павловск, и конечно Стрельна, Петергоф и Лигово... Для дачных домов появились требования несколько отличные от особняков, лежащих в черте города. Получилось так, что на поверхность вышли обновленные требования к загородным полатям – все то, что имеет связь с практичностью, удобствами, семейным/домашним уютом и дешевизной возведения загородного дома. В силу этих причин породилось удивляющее до сих пор разнообразие дачных домов. Креативные запросы мастеров архитектуры плюс пожелания Заказчиков полномасштабно способствовали динамике данного направления.
В году одна тысяча восемьсот тридцать девятом маркиз де Кюстин, между тем еще странник и писатель, был призван до высочайшего двора в Петергоф. 1839 году Беседуя с ним беседе с ним императрица Александра Федоровна пожаловалась: «Петергофская жизнь для меня невыносима, и я попросила государя выстроить какую-нибудь хижину, где глаза могли бы отдыхать от всей этой массивной позолоты». И тут то идет речь о самой главной даче Питерских окрестностей.
АЛЕКСАНДРИЯ
Государя Николая Первого не спроста именуют первичным дачевладельцем в Российской Империи. Поместье Александрия замышлялось в качестве уголка тишины и покоя, вне придворной суеты и подхалимства. Но дачное угодье строилось с Императорским размахом и посему для подрастающих отпрысков династии возвели увеселительные сооружения: спортплощадку, военное укрепление по всем правилам, каланчу пожарную, деревенскую избушку, обитель для голубей, мельницу, что работала от водяного потока и прочее.
Таким образом, дворцовый домик в Александрии можно по праву назвать первичным сооружением в летописи дачного проектирования, и как следствие в эволюции всей российской дачной культуры. Примерно после 1830 года начали активно отвергаться заветы стиля классицизма, и в дачной стилистике начали проявляться смелые новые тенденции.
Образцом таких культурных проявлений может послужить творчество выдающегося архитектора А. П. Брюллова. Между 30-ми и 40-ми годами 19 столетия сей ученый муж сотворил для Павловска множество дач с многообразными лоджиями, балконами, верандами и эркерами добываясь открытости архитектурной композиции навстречу природе, солнечному свету и свежему воздуху.
Несомненно, на слуху имя его брата, прекрасного художника Карла Брюллова, для которого архитектор возвел, недалече от Славянки, деревянную дачу (а также и для себя). Дома характеризовали вольные, лишенные симметрии планировки. Это было вызвано практическими соображениями правильной оптимизации внутридомового пространства. Ассиметричность композиции не замаскирована, а выставлена напоказ сочетанием объемов. Разнообразные ризолиты, балконы, эркеры и веранды обогатили гармоничную связь с ландшафтом.
Стилистические особенности каждой из этих построек полностью вписывается в потребности загородного дома, без претензии «походить на храм», что мы нередко можем заметить в усадебных домах эпохи позднего классицизма. Как пример этого мы можем рассмотреть в доме Струкова в Петергофе, возведенного творцом архитектуры В. Ф. Федосеевым в 1827–1828 годах ( Нынешний адрес Красный проспект, 11, — улица Аврова, 4).
Дачи работы Брюллова отличались уютом и благоустроенностью, их предназначение просматривается в творимых им полностью реалистичных образах. Однако стоит отметить выдающуюся башню-бельведер из кирпича, это была обсерватория хозяина, интересовавшегося астрономией.
Дача Брюллова с башней
Уже ко второй половине 19 столетия дачное строительство приняло невиданные масштабы.
Стоит признать, что дачные дома той эпохи в большинстве своем не дожили до наших дней. Мы можем догадываться об их облике из публикаций П. Фурманна в его «Энциклопедии русского городского и сельского хозяина — архитектора, садовода, землемера, мебельщика и машиниста», что была напечатана в Петербурге в 1842 году. Автор имел мнение , что «при композиции загородных домов или дач воображение имеет более свободы; и здесь есть известные правила, но они не так строги: легкость, разнообразие и согласование с окружающей природой должны быть руководителями составляющего проект дачи».
Образцы дачного творчества той эпохи построены в духе классицизма, что характеризуется околосимметричным планом, присутствием наличников снабженных сандриками и многое другое. Зачастую кажется, что это постройки для развлечений, в которых не годится жить. Но обманчивое впечатление, интерьер продуман и выдержан на надлежащем уровне. Прихоть архитектора сформировать планировки более практичными способствовала к отходу от классической симметрии, что привело к появлению фасадов в духе Греции, с ярким пятном плана.
Работы Менеласа в Царском Селе и Петергофский Коттедж оказали немалое влияние на иные представленные проекты. Это характеризуется, так называемым «британно-готическом стилем». Но наличествуют и проекты дачных домов в швейцарском стиле, в облике альпийского шале. Смеха ради, отметим, что в этой книге можно обнаружить «фасад дачи с минаретом в мавританском вкусе».
Листая страницы издания мы к своему удивлению обнаружить проект «двухэтажной дачи в русском вкусе», навеянный, без всякого сомнения, Никольским домиком, построенным Андреем Штакеншнейдером, преславным архитектором. Мы видим в данном проекте выдержанную практичную планировку, что говорит нам о осведомленности составителя этой Энциклопедии элементами традиционной деревянной архитектуры России.
Никольский домик в Петергофе
Составитель, уже упомянутый П. Фурманн, в прдисловии к дачной рубрике своей «Энциклопедии», выразился так: «Я старался выполнить все требования... Здесь всякий найдет собрание дач самых разнородных и во всех вкусах». По сути дела стоит отметить, что опубликованные проекты загородных домом отмечены множеством решений по стилю и планировке.
Разнообразные архитектурные и художественные решения в дачной архитектуре привели к тому, что появлялись черты не только разнообразные, но и конфликтующие сами с собой. Появлялись в деревянных дачах отделочные мотивы взятые с каменных зданий, или преднамеренные уклоны под готику, барокко или ренессанс.
Многие из нас видели сохранившиеся шикарные дачи в Шувалово, Парголово, окрестностях Сестроецка. Что их характеризует? Витражные и разноцветные оконные стекла, мезонины, террасы, башенки, изящные балконы – все это изящно гармонирует липовыми и березовыми аллеями, видами на залив или, например, Суздальские озера. Стоит отметить «капитанские» башенки, позаимствованные из новоанглийских построек в США, из которых дети и жены моряков высматривали долгожданный парус.
Лучшие традиции деревянного домостроения!
Будем рады принять ваш звонок