Фрэнк Гери — экспрессивный гений деконструктивизма

по материалм https://losko.ru/author/zhenya-kipina/

Обитатели крупных городов а уж точнее говоря — столиц, всегда отличались архитектурным консерватизмом, во многом не оправданным. Вспомним историю с Эйфелевой башней, которая служила входной аркой парижской Всемирной выставки 1889 года. Через 20 лет после ее сооружения, когда наступило время активного развития радио и телеграфа, башню решили не разбирать, и оставить в качестве опоры для радиоантенн. До 1930 года Эйфелева башня была самым высоким сооружением в мире, а потом уступила это первенство небоскребу Крайслер, который построили в Нью-Йорке. Можно с уверенностью сказать, что сейчас эта 300 метровая железная башня – самая посещаемая и самая фотографируемая архитектурная достопримечательности в мире.

Фрэнк Гери — экспрессивный гений деконструктивизма, изображение №1
 

Однако Ги де Мопассан писатель, автор многих знаменитых рассказов, романов и повестей Заявлял, что Эйфелева башня уродует облик Парижа. Подписывал многочисленные петиции с требованием её снести. Регулярно обедал в ресторане "Жюль Верн" на первом уровне башни, заявляя, что это единственное в Париже место, откуда её не видно. В своей книге "Бродячая жизнь" он писал: "Я покинул Париж и даже Францию, потому что Эйфелева башня чересчур мне надоела. Она не только видна отовсюду, но вообще попадается вам на каждом шагу: она сделана из всех возможных материалов и преследует вас из всех витрин, как неотвязный, мучительный кошмар".

А не так давно в Петербурге имела место паника добрых граждан.

«Напротив парка Бабушкина в Невском районе на днях появилось странное плавучее сооружение, внешне напоминающее рыбу. Петербуржцы крайне негативно отнеслись к появлению этого новшестваСнаружи так очень убого выглядит...», - оценивает объект одна из пользователей «ВКонтакте».

Фрэнк Гери — экспрессивный гений деконструктивизма, изображение №2
 

За прошедшие с появления конструкции несколько дней, местные жители уже назвали ее «чудом-юдом», «убожеством», «футуристическим кошмаром» и обозначили менее цензурными терминами.» Это писанина Санкт-Петербургских ведомостей…

Но, что бы они сказали насчет вот такого карпа?

Фрэнк Гери — экспрессивный гений деконструктивизма, изображение №3
 
Фрэнк Гери — экспрессивный гений деконструктивизма, изображение №4
1 из 2
 
 

Архитектор спроектировал скульптуру специально для Олимпийских игр в Барселоне, которая была установлена сверху Олимпийского павильона. Для того чтобы монумент блестел и переливался, в роли главного материала Гери использовал позолоченную сталь.

Многие думают, что архитектор изобразил либо птицу, либо футуристический космический корабль. На самом деле, Френк Гери спроектировал свою любимую рыбу — карпа.

Итак, наш сегодняшний герой это Фрэнк Гери!

Становление архитектора

Фрэнк Гери родился в канадской столице Торонто 28 февраля 1929 года. Его настоящее имя — Эфраим Оуэн Гольдберг. Позднее, первая жена архитектора настояла на смене имени из-за нападок антисемитов.

В детстве Гери проводит много времени в хозяйственном магазине отца. В подсобках магазинчика вырастают целые города и здания из всего, что попадается под руку будущему архитектору. Главными элементами построек, как сейчас, так и тогда, становятся металлические детали.

В 17 лет Фрэнк переезжает в Лос-Анджелес и задумывается о профессии. После окончания колледжа он поступает в Школу архитектуры и начинает работать в компании Виктора Груэна (Victor Gruen). Груэн проектировал первые здания супермаркетов и торговых центров, которые стали зачатками американской культуры потребления.

К 30 годам Гери поступает в Гарвардский университет, который заканчивает со второго раза. После нескольких лет работы на разные фирмы Фрэнк едет в Париж. Он реставрирует французские церкви, а в свободное время изучает работы Ле Корбюзье (Le Corbusier) и Бальтазара Неймана (Balthasar Neumann).

Через 3 года напитанный знаниями и энтузиазмом Гери возвращается в Лос-Анджелес и открывает студию Frank O. Gehry and Associates. Он проектирует магазины и торговые центры в стиле Груэна. Через несколько лет архитектор берёт передышку и неожиданно для всех начинает заниматься дизайном мебели.

Фрэнк Гери — экспрессивный гений деконструктивизма, изображение №5
Фрэнк Гери — экспрессивный гений деконструктивизма, изображение №6
1 из 2
 
 

В течение 4 лет Фрэнк проектирует мебель из гофрокартона. Необычный материал и дизайн производят фурор. Мебель продаётся за 730 долларов при себестоимости 7 долларов. Такой успех воодушевляет архитектора, и он возвращается к архитектуре в поисках своего стиля.

Все деньги, заработанные на мебели, Гери тратит на реконструкцию своего дома. Архитектор превращает его в «авангардное безумие». Стандартный дом обрастает пристройками неправильной формы из металлических сеток, волнистого стеклопластика и множества реек, а крышу дополняет стеклянный купол. Соседи архитектора пугаются понижения цен на свою недвижимость из-за соседства с таким строением. После долгих споров большинство соседей продают свои дома и переезжают. Такой исход Фрэнк прокомментировал как удачное завершение конфликта.

Фрэнк Гери — экспрессивный гений деконструктивизма, изображение №7
 

В это же время Гери знакомится с поп-арт художниками Робертом Раушенбергом (Robert Rauschenberg), Класом Ольденбургом (Claes Oldenburg) и Джаспером Джонсоном (Jasper Johns). Общаясь с ними, Гери начинает по-другому воспринимать эстетику, освобождается от штампов классицизма и рационализма. Он находит свой стиль и готов делиться им с миром.

В 49 лет Фрэнк заявляет о себе: «Я — архитектор!», выигрывает конкурс на строительство юридической школы в Лос-Анджелесе, начинает преподавать в Йельском и Гарвардском университетах и, наконец, привлекает к себе международный интерес.

Архитектор начинает строить по всему миру, менять одним зданием атмосферу целого города. При этом его творческий путь лёгким не назовёшь: несмотря на множество наград, его проекты не перестают критиковать и по сей день.

Лучшие проекты Фрэнка Гери

Постройки Гери наиболее узнаваемы среди всех архитекторов современности: изогнутые здания с искажёнными металлическими поверхностями и ломаными линиями. Не пытайтесь найти соотношение между видом здания и тем, что находится внутри. Генри нарочно рвёт связи между объектом и его смыслом, считая, что архитектура — это прежде всего искусство и самовыражение.

Музей дизайна в Вайль-на-Рейне, Германия

Фрэнк Гери — экспрессивный гений деконструктивизма, изображение №8
 

Первый архитектурный проект за пределами США. Здание сразу обращает на себя внимание: кажется, что какой-то гигант выронил оригами посреди поля. Взгляд приковывают ломаные поверхности стен и крыши, спираль лестницы и белоснежная отделка. За способность Гери так играть с плоскостями и формами его прозвали «королём контрапункта».

Та самая рыба…скульптура над Олимпийским павильоном в Барселоне, Испания

Фрэнк Гери — экспрессивный гений деконструктивизма, изображение №9
 

Художественный музей в Миннеаполисе, США

Фрэнк Гери — экспрессивный гений деконструктивизма, изображение №10
 

Архитектор, проектируя музей, впервые активно использовал металл. Вся облицовка здания выполнена из стальной плитки.

Через 18 лет после окончания строительства Гери разработал проект по расширению музея. Архитектура новых корпусов будет олицетворять путь развития Гери. Их формы станут спокойнее, а стиль близок к органической архитектуре.

«Танцующий дом» в Праге, Чехия

Фрэнк Гери — экспрессивный гений деконструктивизма, изображение №11
 

Гери и чешский архитектор Владо Милунич спроектировали здание, которое символизирует известную танцевальную пару того времени — Фреда Астера и Джинджер Роджерс. Два деформированных и вытянутых цилиндра состоят из металлических сеток, стекла и бетона.

Проект вызвал споры среди дизайнеров и критиков. Жители Праги требовали запретить строительство из-за сильного контраста с соседствующими домами 19 века. Несмотря на недовольство общественности, президент Чехии Вацлав Гавел лично одобрил проект.

Музей Соломона Гугенхайма в Бильбао, Испания

Фрэнк Гери — экспрессивный гений деконструктивизма, изображение №12
 

Музей признан самым зрелищным строением, а архитектор Филип Джонсон (Philip Johnson) назвал его величайшим зданием нашего времени. Не только громкие похвалы, но и длительные строительные эпопеи в жизни Гери начались именно с этого музея.

Компьютером архитектор не пользовался принципиально. При оцифровке картонной модели оказалось, что программа несовместима с принципами, заложенными Гери. Обычные компьютерные программы для архитекторов построены на прямоугольной сетке. Для того, чтобы нарушать «моральные принципы» архитектуры, Гери нуждался в софте нового уровня. Архитектор, поборов неприязнь к компьютерам, вместе со своей командой переписал программу, предназначенную для проектирования реактивных самолетов, которая не привязана к прямоугольной сетке. Это был важный шаг вперёд не только для Гери, но и для всего мира архитектуры.

После такой сложной и долгой «войны» с софтом, начались проблемы с материалами и их, неожиданно для Фрэнка, высокой стоимостью. В итоге изначальный бюджет превысился в несколько раз.

Многофункциональный комплекс в Дюссельдорфе, Германия

Фрэнк Гери — экспрессивный гений деконструктивизма, изображение №13
 

Изначально здание предлагали построить Захе Хадид, но вскоре её проект был отклонён по неизвестным причинам. Вместо Захи пригласили Фрэнка Гери.

Для отделки архитектор использовал нержавеющую сталь с зеркальным покрытием. Чтобы здание выглядело еще более эффектным, Гери перекрасил два соседствующих строения. Цвет дома слева он поменял на белый, а справа — на красный. После окончания строительства зданию присвоили статус символа города.

Музей музыки в Сиэтле, США

Проектируя музей, Гери вдохновлялся гитарами Джими Хендрикса, которые музыкант разбивал после каждого концерта. Поэтому облик здания так похож на нечто «разваливающееся».

Внутри помещения Гери воплотил мечту Хендрикса — музыкальную площадку 30 метров высотой с прекрасной акустикой и фризом из видеопроекций. Помещение получило название «Небесная церковь».

Центр облицован нержавеющей сталью и алюминием фиолетового, серебряного и золотого цветов.

Фрэнк Гери — экспрессивный гений деконструктивизма, изображение №14
 

Концертный зал Уолта Диснея в Лос-Анджелесе, США

Вдова Диснея Лилиан пожертвовала 50 миллионов долларов на строительства зала. Был организован международный конкурс на лучший проект, в котором победил Гери.

Из-за нелюбви архитектора к компьютерным программам и проблемам с материалами строительство здания длилось 15 лет. Бюджет с запланированных 50 миллионов возрос до 170.

Сегодня критики согласны, что результат стоил стольких лет ожидания. Зал получился эффектным и отличается великолепной акустикой. Это довольно важная деталь, учитывая, что многие архитекторы считают проекты Фрэнка не функциональными.

Фрэнк Гери — экспрессивный гений деконструктивизма, изображение №15
 

Административный корпус завода «Новартис» в Базеле, Швейцария

Самый «стеклянный» проект архитектора. Здание состоит из 4-х полностью застеклённых фигур. Внутри пространства плавно переходят друг в друга. Единственные границы, которые отделяют офисные блоки, — стеклянные перегородки.

Фрэнк Гери — экспрессивный гений деконструктивизма, изображение №16
 

Центр здоровья мозга Лу Руво в Лас-Вегасе, США

Основатель центра Лу Руво захотел построить максимально необычное здание, чтобы привлечь внимание к проблемам медицины и получить достаточное финансирование. Для реализации идеи идеально подходил Фрэнк Гери.

Здание состоит из 2 корпусов. Первый похож на стопку книг и состоит из правильных форм и прямых линий. Второй создаёт впечатление неустойчивости и хрупкости.

Фрэнк Гери — экспрессивный гений деконструктивизма, изображение №17
 

Биологический музей в Панаме, Республика Панама

Фрэнк Гери — экспрессивный гений деконструктивизма, изображение №18
 

Самый яркий проект архитектора. Разноцветная крыша символизирует разнообразие биологических видов. Фрэнк отметил, что это очень личный для него проект. Во-первых, его жена уроженка Панамы, и он чувствует тесную связь с этой страной. А во-вторых, Гери считает чрезвычайно важным пытаться сохранить биологическое разнообразие, которое скудеет с каждым годом.

Создавать концепцию музея архитектор начал еще в 1999 году, но из-за бюрократических и других проблем здание открылось только в 2014 году.

Башня Бикмена в Нью-Йорке, США

Фрэнк Гери — экспрессивный гений деконструктивизма, изображение №19
 

На волнообразный дизайн здания архитектора вдохновила драпировка мраморной скульптуры итальянца Джавонни Бернини. «Этот парень умел так красиво нагрузить форму складками ткани... Именно он вдохновил меня, когда я делал кожу здания».

Башня находится на 12 месте среди высочайших жилых строений мира. В 2011 году проект получил премию «Emporis Skyscraper Award» и был признан самым необычным зданием в Нью-Йорке.

Это не был бы проект Гери, если бы всё получилось так легко. Жители соседних домов жаловались: солнечные лучи отражаются от стальных панелей так, что в квартирах стоит невыносимая жара, а температура тротуара достигает 60 °C. В итоге строителям пришлось обработать наиболее отражающие стальные листы пескоструйным методом.

Музей Louis Vuitton в Париже, Франция

Фрэнк Гери — экспрессивный гений деконструктивизма, изображение №20
 

Здание украшают 12 стеклянных парусов общей площадью 13500 кв.м. Чтобы стеклянные поверхности соответствовали параметрам гибкости и кривизны, пришлось изготовить специальную печь.

Как и большинство зданий архитектора, музей строился долго и не без приключений. Гери каждый день вносил правки в проект до того момента, пока глава Louis Vuitton Бернар Арно не выдержал и заорал: «Стоп! Хватит!». Позже, экологи добивались запрета на строительство музея на территории старинного заповедника. На защиту Гери встала мэрия и конфликт с экологами утих.

Критика

Первые проекты архитектора не отличались практичностью. Владельцы зданий подавали в суд на Гери из-за появившихся плесени и трещин. С необычной формы крыш часто падали застывшие глыбы льда.

Критики корят архитектора за пристрастие к внешним эффектам и внутреннюю нефункциональность зданий. Его проекты часто выходят за установленный бюджет из-за использования сложных материалов и частого изменения уже принятого проекта.

Несмотря на негатив 88-летний архитектор продолжает получать почётные премии, преподавать в лучших университетах США и проектировать здания невероятных «рушащихся» форм.

Лучшие традиции деревянного домостроения!

Будем рады принять ваш звонок